Copyright © 2003-2021
Сеть фитнес-клубов World Class в Москве,Многие начинающие руководители задаются вопросом: как организовать рабочий процесс так, чтобы все сотрудники выполняли свои обязанности и соблюдали принятые в компании правила. Нередко об этом задумываются и менеджеры со стажем, которым хочется изменить подход к управлению персоналом. Если необходимость возникла, стоит выбрать один из уже существующих стилей и изучить набор присущих ему управленческих инструментов.
Важно понимать: опыт каждого руководителя уникален. Если топ-менеджер успешной компании использует чёткие должностные инструкции и не оставляет сотрудникам простор для фантазии, это не означает, что подобный подход станет оптимальным и для вас.
Важно рассмотреть все аспекты взаимодействия персонала и руководителя, чтобы понять, насколько сильно сотрудники нуждаются в строгих рамках или напротив, свободе выбора. Многое зависит и от личного комфорта руководителя: некоторым управленцам не подходит жесткий стиль управления, в то время как другие предпочитают держать все процессы под контролем. Есть несколько наиболее распространённых стилей, и их стоит рассматривать отдельно со всеми преимуществами и недостатками.
Иногда есть смысл взять всю ответственность за принятие решений на себя, а не согласовать их с сотрудниками. Авторитарная модель управления особенно эффективна в период кризиса: если от работников требуется следовать выданным инструкциям, они легче переживают сложные для компании времена. Авторитарный стиль управления далеко не всегда подразумевает тиранию: руководитель может выступать в роли мудрого наставника, решения которого всегда обоснованы. Но долгосрочной перспективе он зачастую показывает низкую эффективность. Работники привыкают, что все решения руководитель принимает самостоятельно, и в его отсутствие могут не справиться даже с простыми задачами. В то же время можно наблюдать интересную статистику: 12% россиян охотно приняли бы меры по усилению рабочей дисциплины, если бы получили руководящую должность.
Этот стиль управления подразумевает использование чётко сформулированных должностных инструкций. Их необходимо предоставить, поскольку эффективность работы персонала может снизиться из-за отсутствия свободы действия. Если руководитель не позволяет сотрудникам импровизировать, он должен чётко донести до них, что нужно сделать, каким образом и к какому сроку. К плюсам авторитарного режима можно отнести высокую скорость принятия решений: если мнение сотрудников не учитывается, руководитель сам решает, как ему действовать в сложившихся обстоятельствах. Это занимает гораздо меньше времени, чем коллективное обсуждение. Авторитарный стиль эффективен в странах с традиционной культурой, таких как Китай.
Демократический подход принято считать более современным. В его основе принципы равенства и свободы принятия решений. Если руководитель выбрал демократический стиль управления, в обсуждении важных для компании вопросов должны принимать участие все сотрудники. Каждый может отстаивать свою точку зрения и предлагать идеи. Отсюда минус: более долгое принятие решений, постоянные дискуссии и наличие сотрудников, не согласных с мнением руководителя. Но, если посмотреть на это с другой стороны, конструктивная критика помогает управленцу развиваться, а многие работники предлагают вполне жизнеспособные идеи. Более 19% россиян и вовсе могут назвать свои отношения с руководством дружескими.
Если вы предпочитаете демократический стиль, важно убедиться, что все сотрудники, участвующие в принятии решений, обладают набором необходимых знаний и навыков. Демократия ради демократии редко оправдывает себя: люди часто высказывают мнение просто ради того, чтобы ощутить свою значимость. Если таких в компании окажется слишком много, об объективности можно забыть. Будет лучше, если демократия окажется представительной: несколько наиболее сведущих в обсуждаемом вопросе сотрудников обменяются мнениями, и решение будет принято гораздо быстрее. Если говорить об общественном мнении, 6% опрошенных Superjob россиян обратились бы к подчинённым за советом, получив руководящую должность.
Популярность набирает ещё один стиль управления, основанный на доверии между сотрудниками и руководителем. Он подразумевает оценку знаний и навыков каждого работника и поиск оптимального подхода к нему. Если речь идёт о небольшой компании или подразделении, в штате которого не больше 50 человек, такой подход может быть очень эффективным. Перед созданием индивидуальных должностных инструкций важно провести комплексную и объективную оценку персонала. На основании полученных данных будет проще искать подход к сотрудникам.
Главный плюс личностно-ориентированного стиля управления – психологический комфорт в коллективе. Каждый работник будет заниматься тем, к чему в большей степени предрасположен. Это положительно скажется на его продуктивности. Важно видеть сильные и слабые стороны. Если работодатель не определит их и не примет меры, работник будет совершенствоваться только в одном направлении. Оптимальный вариант – выдать задачи, с которыми сотрудник отлично справляется уже сегодня, и создать условия для профессионального развития. Например, направить сотрудника, слабое место которого – работа с документами, на специальные курсы.
Какой бы вы ни выбрали стиль управления, есть ряд правил, которые не стоит нарушать. Их соблюдение поможет достичь взаимопонимания с сотрудниками и улучшить показатели компании.
Вне зависимости от выбранного стиля управления важно помнить: каждый сотрудник – отдельная личность со своими особенностями, наклонностями и приоритетами. У хорошего руководителя два пути: создать общие правила, следуя которым каждый сотрудник сможет приносить компании пользу, либо выработать индивидуальные рекомендации.