+7 (495) 788-0000
Новости и статьи можно получать на почту
Я даю согласие на получение email рассылок с информацией о новых статьях, новостях.
Нажимая на кнопку, вы соглашаетесь с правилами использования и обработки персональных данных.

Copyright © 2003-2021

Сеть фитнес-клубов World Class в Москве,
Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Сочи
и других городах России
Исследование рынка фитнес-услуг
Раздел
Документы
14-12-2022

Исследование рынка фитнес-услуг России и СНГ от World Class

Если вы приобретаете франшизу World Class, специалисты сети помогают для начала понять, насколько будет выгодно открывать клуб в вашем городе. Этим занимается департамент исследований и статистики. Эксперты изучают рынок как самостоятельно, используя мировые и российские данные, так и исследования других игроков рынка. Одним из основных источников были исследования фитнес-индустрии от РБК. Однако последние пять лет издание перестало заниматься изучением рынка, а за это время очень многое изменилось.

Команда World Class решила обновить данные о фитнес-индустрии собственными силами и расширить территории исследуемых клубов от России до СНГ.

В чем особенность исследования World Class

Специалисты World Class в ходе исследования пытались сопоставить прошлые данные из разных источников и то, что им удалось выяснить на данный момент. В отличие от РБК, чьи аналитики изучали только российский рынок, World Class охватили также города в нескольких странах СНГ и франчайзи за рубежом.

Один из главных критериев исследования – вовлеченность населения в фитнес в каждом городе. Также изучали специфику присутствующих на рынке клубов и студий, которые уже открыты, только строятся или находятся на предпродажах. Исследование World Class позволяет оценить рынок как в общем, так и исходя только из конкретных показателей. Оно состоит из нескольких этапов.

Первый этап – это мониторинг рынка фитнес-услуг с точки зрения задействованных в нем объектов. То есть исследуется количество действующих клубов и студий в конкретном городе, их классификация: сетевые/несетевые, с бассейном/без бассейна и так далее. Этот этап помогает понять, насколько рынок насыщен, собрать информацию о конкурентах.

На втором этапе исследуются присутствующие на рынке операторы фитнес-услуг – компании, которые владеют сетями клубов и студий. Специалисты World Class изучили ТОП-100 операторов, учитывая следующие критерии:

  • количество клубов,
  • специфика,
  • расположение,
  • финансовые показатели операторов,
  • абонентская база.

Данный этап помогает понять, какую позицию на рынке занимает конкретный бренд.

Кому будет интересно исследование фитнес-рынка

Исследование World Class будет полезно в первую очередь тем, кто планирует открытие собственного клуба/студии в России или в городах СНГ. Будущий владелец сможет ознакомиться с конкурентами, типом клиентов и выбрать подходящий регион для развития исходя из его потенциала.

Также эти данные пригодятся тем, у кого уже есть клуб и им необходимо оценить потенциал роста. Это исследование поможет владельцу фитнес-центра сравнить свой рынок с рынком коллег из других городов, и понять, какие возможности для роста можно использовать.

«В будущем мы планируем актуализировать базу фитнес-клубов по городам, будем ежегодно обновлять исследование, добавляя новые населенные пункты и данные, с помощью которых можно изучить рынок. Также хочется изучить подробнее сети фитнес-клубов: например, заведения каких сегментов представлены в портфеле. Планируем тщательнее изучить рынок несетевых «сухих» клубов и студий, о которых данных пока еще недостаточно», — рассказал менеджер маркетинговых исследований World Class Дмитрий Норкин.

Как проводилось исследование

Исследование проводилось в период с 2021 по 2022 год. Эксперты World Class актуализировали уже существующую базу данных по конкурентам и дополнили её новыми клубами, которые открылись относительно недавно. В итоге были составлены полноценные списки по каждому из городов, участвующих в исследовании. С сетевыми клубами работать было проще, так как данные о брендах находятся в свободном доступе и всю информацию легко найти на сайте франчайзера.

По данным исследования World Class, в крупнейших городах работает более 5 тысяч сетевых клубов, из них 20% с бассейнами. Около 800 клубов входят в крупные сети брендов, остальные — локальные клубы.

Анализировать несетевые клубы сложнее, так как часто у таких заведений нет сайта или даже страниц в социальных сетях. Чтобы собрать информацию, эксперты World Class использовали отзывы, «Яндекс.Карты», сервис «2ГИС», искали новости в региональных СМИ. Примерную площадь и формат оценивали по фотографиям, если это было возможно.

Для изучения плотности фитнес-центров на долю населения в каждом городе, специалисты World Class использовали подход, который разработали самостоятельно.

«Чтобы узнать число фитнес-клубов на долю населения, нельзя просто взять и сравнить количество клубов по городам. Чтобы понять насыщенность рынка, надо вычислить, сколько клубов приходится на 100 тысяч жителей. Руководствуясь таким подходом, мы составили, например, рейтинг городов, где высокая посещаемость фитнес-центров с бассейнами. Удивительно, но лидерами оказались Жуковский, Анапа и Химки. Дело в том, что клубы с бассейнами там обслуживают не только местных жителей: в Анапу приезжают отдыхающие, в Жуковский и Химки – жители соседних населенных пунктов».

С какими проблемами столкнулись в ходе исследования

По словам Дмитрия Норкина, самым сложным было найти достоверную информацию о некоторых фитнес-клубах в российских городах. Ещё тяжелее ситуация обстоит в странах СНГ:

  1. Не везде люди используют сервисы с картами или знают местоположение нового клуба заранее, поэтому компании не следят за актуальностью информации на сервисах;
  2. Иногда по сайту непонятно, функционирует ли клуб до сих пор или нет, так как информация давно не обновляется. Специалистам приходилось обращаться к социальным сетям и даже отслеживать свежие посты по тегам. Усугубляло всё и то, что у небольших клубов часто вообще нет сайтов и аккаунтов в социальных сетях.
  3. Если говорить о брендах, то есть операторы, которые не упоминают, что их клубы есть в других городах. Также встречаются клубы с похожим логотипом и названием, которые, как выясняется потом, так или иначе связаны с брендом.

Ещё одна проблема – многие сети оформлены как множество юридических лиц. Например, бренд владеет 5 клубами, при этом все они оформлены на 18 юрлиц, каждое из которых связано с несколькими физлицами. Бывает обратная ситуация – все клубы оформлены на одно юридическое лицо.

«Разбираясь в этих сложностях, начинаешь лучше понимать, как устроены некоторые сети, как появляются франчайзи. Понимаешь, что организационная форма некоторых компаний говорит о том, что они очень активно защищаются или защищались от судебных процессов или рейдерских захватов», — делится Дмитрий.

Ещё одной сложностью он также назвал отсутствие на рынке четкой классификации. Многие владельцы не понимают, что такое студия и в чем её различия с фитнес-клубом. Это обусловлено тем, что студии для российского рынка и рынка СНГ пока ещё новое явление. Понимание такого формата будет постепенно формироваться в будущем.

Какие выводы удалось сделать

В ходе исследования команде World Class удалось прийти к следующим выводам.

1. На рынке набирает обороты студийный формат клубов, который специализируется на таких видах тренировок, как растяжка и балет. Количество таких студий за год увеличилось в 2 раза. В основном это студии для женщин. Пока не совсем понятно, долгосрочный ли это тренд или временный, ведь ещё совсем недавно мы наблюдали похожий взлет популярности студий сайкла или кроссфита, который оказался не слишком продолжительным.

2. Некоторые города, которые расположены близко друг к другу, могут иметь разные показатели по плотности фитнес-клубов. Например, Ростов-на-Дону и Краснодар имеют разные картины по количеству конкурентов: вовлеченность ростовчан в фитнес ниже, чем у краснодарцев. То есть, фитнес-рынок в Ростове-на-Дону развивается чуть медленнее, чем в Краснодаре, хотя оба города находятся в одном регионе.

3. Дополнительно удалось спрогнозировать, как в перспективе может вырасти рынок каждого из российских городов. Для этого команда World Class провела дополнительное мини-исследование. Города разделили на группы по населению, округам, экономической специализации, изучили статистику и потенциал каждого. При этом сетевые клубы будут постепенно вытеснять несетевые.

4. Анализируя общую ситуацию, ориентироваться нужно не только на текущую вовлеченность, так как показатели часто могут быть ниже реального потенциала. В индустрии существует много барьеров, мешающих равномерному развитию клуба: недостаток помещений, нехватка инвесторов. Чтобы понимать возможности роста бизнеса, нужно проводить сравнение клуба с конкурентами.

5. Удалось подтвердить гипотезу: чем меньше город, тем ниже у населения интерес к фитнесу. Если в Москве и Санкт-Петербурге вовлеченность составляет 12%, то в городах-субмиллионниках этот показатель снижается до 9%. А в городах с населением менее 300 тысяч — до 4%. Однако средний показатель по городскому населению России составил более 8%. Это оптимистичный результат.

6. После пандемии на рынке сохраняется тренд на занятия спортом и ведение здорового образа жизни. Ковидный кризис не сильно повлиял на долгосрочное развитие, и сфера достаточно быстро восстановилась. При этом под угрозой разорения оказались в основном маленькие клубы и студии, а сетевые заведения потерпели меньшие потери.

7. Руководителям фитнес-клубов приходится учитывать, что иногда горизонт планирования у потребителей может уменьшаться — что произошло осенью этого года. Это явление повлияло на покупательскую способность, сейчас уже настроение население относительно стабилизировалось.

Понравилась статья?
1
0
Поделиться статьей: